Регионы
Вход на сайт
Устав движения


Cвидетельство о госрегистрации
Защити свои права
2011-05-25

Зачастую с водителями на дороге происходят различные ситуации, в том числе и конфликты с представителями закона. Не всегда автомобилисты знают свои права и обязанности. О том, как поступать в наиболее распространенных ситуациях, рассказали начальник УГИБДД ГУВД по Самарской области Игорь Анатольевич Антонов и председатель отделения «Комитет защиты прав автомобилистов» в Самарской области Сергей Александрович Слюсарев.

Каковы возможные действия сотрудника ГИБДД, остановившего водителя, у которого нет с собой водительского удостоверения?

С. А.:За это нарушение предусмотрено наказание в виде предупреждения либо штрафа в размере 100 рублей. Кроме того, инспектор обязан произвести задержание транспортного средства. То есть, если водитель едет и у него нет с собой водительского удостоверения, то ему выпишут предупреждение или штраф, но машину заберут. Задержание подразумевает перемещение транспортного средства на спецстоянку и хранение его там.

Бывают такие ситуации, что пока водителю выписывают штраф, ему подвозят водительское удостоверение. Или водитель сам предлагает оставить другие документы в залог, обещая подвезти водительское удостоверение. В этих случаях, с точки зрения закона, инспектор также обязан произвести задержание автомобиля, то есть при помощи другого транспортного средства перевезти его на место стоянки до устранения причины задержания. Когда машину уже погрузили на эвакуатор, если даже водителю подвезли водительское удостоверение, снимать машину с эвакуатора инспектор не имеет права. Закон есть закон.

Водитель начал обгон в зоне, разрешающий обгон, и завершил там, где начинается сплошная – то есть формально пересек сплошную. Инспектор говорит, что надо остановиться на встречке, пропустить поток и вернуться на свою полосу. Он прав?

С. А.:Это старый спорный вопрос, он очень долго обсуждался. С точки зрения здравого смысла, инспектор прав. То есть, если человек видит то, что заканчивается прерывистая разметка, ему надо вернуться направо и понимать то, что сейчас будет опасный участок дороги, потому что не зря там обгон запрещен. Но здесь опять же вопрос квалификации.

Некоторые сотрудники ГАИ квалифицируют данное действие как выезд на сторону дороги, предназначенной для встречного движения. За это нарушение предусмотрено наказание в виде лишения права управления на срок от 4 до 6 месяцев. И некоторые суды их в этом поддерживают – лишают водителей прав. Но, с другой стороны, по моему мнению, здесь нет выезда в нарушение правила дорожного движения. То есть выезд как раз произошел на встречную полосу на том участке дороги, где он разрешен, и водитель обязан свой маневр закончить. И когда он возвращается на свою полосу, он пересекает сплошную линию разметки. Это нарушение квалифицируется по другой статье и наказывается не лишением прав, а штрафом в размере 100 рублей. И опять же, некоторые судьи поддерживают и такое решение.

Довольно большая судебная практика по этому вопросу, но судьи не могут прийти к единому мнению в этом вопросе. В одном суде могут выноситься разные решения по одинаковым делам.

Здесь можно дать совет автомобилистам: прерывистая линия не сразу перерастает в сплошную, а постепенно – пунктир начинает удлиняться. И здесь нужно ориентироваться самому, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.

Имеет ли право инспектор остановить на нестационарном посту за отсутствие знака «шипы» и выписать за это штраф?

С. А.:Этот вопрос тоже очень часто обсуждается. Особенно у автомобилистов на слуху слово «стационарный пост». Почему? Потому что в нормативных документах ГИБДД сказано, что останавливать вне стационарных постов просто для проверки документов нельзя. Документы проверять можно только на стационарных постах и на контрольных постах милиции. Если инспектор видит очевидное нарушение, то он имеет право остановить транспортное средство. Но знак «шипы» у нас располагается на заднем стекле автомобиля. То есть инспектор не может увидеть, есть ли у едущей навстречу машины этот знак или нет.

В любом случае, по моему опыту, сейчас даже если машина ошипована, а знака нет, водителя не останавливают, потому что за это нарушение предусмотрено наказание в размере 100 рублей. То есть штраф маленький, а времени на его оформление уходит много.

И. А.: Порядок действий инспекторов определен регламентом. Этим же регламентом определены причины для остановки ТС. И в большинстве случаев эти требования выполняются. В случае несогласия с действиями сотрудников вы можете и в праве их обжаловать. Практику беспричинной остановки ТС я не одобряю. И в случае подтверждения таких фактов сотрудники привлекаются к дисциплинарной ответственности.

Имеет ли право инспектор ГИБДД заставлять на месте снимать тонировку?

И. А.: В рамках проведения последней операции «Тонировка» (с 21 марта по 1 мая 2011 года) 30 733 водителя привлечены к административной ответственности по ч. 3 пр. 1 ст. 12.5 КоАП РФ (управление ТС, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованием технического регламента). Сотрудник Госавтоинспекции имеет право предложить устранить неисправность на месте выявления правонарушения.

Когда начинается срок лишения прав?

С. А.: Срок лишения прав начинается после вступления в законную силу постановления об административном нарушении. То есть, например, водитель нарушил ПДД, за которое положено наказание в виде лишения прав. Лишить прав может только суд. После того, как мировой суд вынес решение, его можно обжаловать в течение 10 дней. Если человек согласен с решением суда, то через 10 дней начинается срок лишения прав. Если не согласен, то подает жалобу в вышестоящий суд. Суд рассматривает жалобу, и решение вышестоящего суда является окончательным. Дальше можно обжаловать только в порядке надзора – вплоть до Верховного суда.

– Можно ли сократить срок лишения прав при по помощи ходатайства

С. А: Нет, сейчас такой возможности нет. Так что придется заниматься фитнесом, то есть ходить пешком весь срок. Раньше действительно была такая возможность: по истечении половины срока человек мог написать ходатайство, что он вел себя хорошо, ничего не нарушал, и попросить вернуть права. И ГИБДД могла ему срок сократить. Практика показала, что не стоит это применять, и эту возможность убрали.

– Куда звонить, если сотрудник ГИБДД вымогает деньги или действует неправомерно?

И. А.: О всех фактах нарушений служебной дисциплины или законности, грубого, хамского и нетактичного поведения сотрудников Госавтоинспекции Самарской области любой гражданин может обратиться с жалобой как в письменной форме, так и устно в Управление ГИБДД Самарской области по адресу: ул.Некрасовская, 65, либо через сайт УГИБДД www.gai63.ru, либо по телефону доверия УГИБДД 340-01-02.

С. А.: У нас в Тольятти раньше был телефон доверия. В свое время он стал «телефоном недоверия». Много людей туда звонили, и ответ был одинаковый: «Инспектор все делает правильно, вы обязаны подчиниться». Я лично однажды туда звонил, когда одного человека посадили за якобы неоплаченный штраф. Причем на следующий день в суде выяснилось, что срок оплаты еще не вышел, а человек сутки зря просидел за решеткой. Так вот я звонил ночью и просто понял, что человек, который ответил на звонок, просто не разбирается в законах. Естественно, какое-то время спустя телефон доверия закрыли. Ели вы столкнулись с недобросовестным инспектором, то лучше всего звонить в дежурную часть ГИБДД Самарской области. Там вам помогут. Недавно на этот номер звонил знакомый, против которого совершали противоправные действия. К месту срочно выехал начальник подразделения ГИБДД, и дело быстро решили. Еще есть управление собственной безопасности, можно и туда обращаться.

– Имеет ли право инспектор ДПС дежурить на машине без спецокраски и без синих проблесковых маячков?

С. А.: Здесь нельзя путать: в ГИБДД есть машины со спецокраской и сигналами, а есть и машины без них, но они не личные, они также стоят на балансе ГИБДД и выполняют функцию по контролю. Часто на этих машинах на задних стеклах указаны номера телефона доверия. А если говорить о личных машинах самих инспекторов, то их можно использовать для некоторых нужд. Например, инспектор на личной машине может приехать к месту службы, но нести службу пешим. Может при этом и присесть в нее – тут со стороны ГИБДД нарушения нет. Другое дело, когда из личных машин производится замер скорости, то есть, когда инспектор едет в своей машине и с помощью технических средств замеряет скорость других автомобилей. Это законом запрещено.

– Должны ли сотрудники ГИБДД закрывать дороги, которые находятся в плохом состоянии? Каковы шансы отсудить ущерб, причиненный автомобилю в ДТП, причиной которого стало неудовлетворительное состояние дорог?

И. А.: Безусловно, реализация таких превентивных мер, как ограничение движения транспорта на отдельных участках улично-дорожной сети и направление исковых заявлений в суды о возмещении материального ущерба, полученного в результате неисполнения органами местного самоуправления обязанностей по содержанию дорог в безопасном для движения состоянии, стимулирует соответствующих руководителей к принятию мер по ремонту дорог. Вместе с тем, необходимо учесть, что ограничение движения на отдельных участках улично-дорожной сети предполагает перераспределение транспортных потоков на прилегающие улицы, эксплуатационное состояние которых зачастую оставляет желать лучшего, в результате образуются заторы и необоснованные задержки в движении транспорта. В конечном счете «наказываются» и участники дорожного движения.

Госавтоинспекция в рамках исполнения возложенных полномочий осуществляет ежедневный контроль за работой дорожно-эксплуатационных служб с привлечением виновных должностных и юридических лиц к административной ответственности. Однако применение мер административного воздействия в отношении должностных и юридических лиц, ответственных за содержание улично-дорожной сети в безопасном для движения состоянии, не всегда оказывает положительный эффект.

За истекший период текущего года только Госавтоинспекцией управления внутренних дел по городу Самаре в рамках повседневного надзора за ненадлежащее содержание улично-дорожной сети городского округа Самара к административной ответственности по ст. 12.34 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации привлечено более 300 должностных и 20 юридических лиц.

Следует отметить, что должностные лица администрации городского округа Самара, уполномоченные заключать договоры на оказание услуг по содержанию улиц и дорог, при составлении муниципальных контрактов намеренно перекладывают свою ответственность на третьих лиц, избегая административного наказания за ненадлежащее выполнение мероприятий по содержанию городских территорий. В целях исключения подобных фактов в настоящее время Госавтоинспекцией совместно с прокуратурой проводятся масштабные проверки дорожно-эксплуатационных предприятий, производящих работы по содержанию улично-дорожной сети в безопасном для движения состоянии.

С. А.: Что касается судов, то этой весной иски подало большое количество водителей, и это радует. Если раньше водители в таких случаях просто молча чинили поврежденный автомобиль, то в этом году они начали отстаивать свои права. Люди звонят в ГИБДД, оформляют эти ДТП по закону. Сейчас уже в судах рассматриваются несколько таких дел.

– Должно ли присутствовать у сотрудников ДПС нечто вроде путевого листа? В нем, например, было бы указано, в какое время, в каком месте должен нести службу тот или иной экипаж ДПС?

И. А.: Инспекторам дорожно-патрульной службы на время несения службы выдается карточка поста (маршрута патрулирования), устанавливающая место несения службы. Инспекторы дорожно-патрульной службы не обязаны предъявлять по требованию участников дорожного движения данный документ. Сотрудник ДПС обязан по требованию участника дорожного движения предъявлять только служебное удостоверение и сообщать номер нагрудного знака. Всю интересующую информацию о правомерности нахождения экипажа дорожно-патрульной службы, вы можете получить по телефону доверия. Номера телефонов указаны на задних боковых стеклах патрульных автомобилей.

Светлана ГОРДЕЕВА, специально для Doroga63.ru


КЗПА в лицах
Председатель МРОД КЗПА


Слюсарев Сергей Александрович
тел.сот: 8-908-402-77-52
ICQ:559570696
e-mail: [email protected]

Вице-председатель МРОД КЗПА


Брюсов Владимир Андреевич

Председатель ревизионной комиссии МРОД КЗПА
Мацедонский Дмитрий Михайлович

Председатель исполнительного комитета МРОД КЗПА


Шишкин Борис Борисович

Отправить письмо
Подписка
Архив
Вступление в КЗПА
RSS